...В этот день не повезло - с утра тяжёлое небо наконец засыпало снегом - и не мелким, а сразу густым, крупным. - Не, сегодня идти не выйдет - надо обождать, - Коэн подоткивает навес, чтобы снег не сыпал внутрь круга с костром и путниками. - Надеюсь, завтра погода будет.
- Мда... - Фридриху холодно, несмотря на кожаный доспех и костер. Он накрывает себя одеялом. - Хотелось бы.
Коэн хлопочет возле костра, затем стрягивает снег с навеса - чтобы не поломал ветки, из которых навес сделан, и не оборвал верёвки. Потом залез в свой рюкзак и надел под куртку ещё и вязанный толстый свитер. Неместный, как и вся экипировка его. особенно неместная одежда - куртка ещё ничего, а вот под ней - серая обтягивающая штука с длинными рукавами.
Фридрих вешает на костер небольшой котелок, туда кладет снег - снег растает и закипит, можно будет пить, лучше, чем ничего.
- Хорошая штука, - говорит он про одежду Коэна. - Откуда это такое? У нас таких не делают.
- Не делают, - подтверждает сталкер, усаживаясь у костра - как всегда, с дробовиком на коленях - он с ним спит и ест. - Это реттерсбикское добро. Однажды работал на них. У них, кстати, и железная дорога есть. Правда, внутри города - снаружи уж очень грязные земли. Не как здесь - а в основном всё третий... а когда и больше.
- Да, я слышал, у них там много чего интересного есть. А что же, на их железной дороге нельзя проехать за город и стрелять в тварей? Или с воздуха? там вроде бы есть и летающие машины.
- Стреляют. Но, когда земля искажённая - она новых порождает. Там знаешь как: весь город окружён огромной такой стеной, на стене - орудия стоят, и прожекторы - ночами вокруг светят. Твари чаще ночью, чем днём, хотя всякое бывает... - Коэн рассказывает о городе с симпатией в голосе. - И летучих тварей там боьше гораздо, чем здесь. А дорогу надо проложить, чтобы выехать - там обычную-то с трудом, а уж железную... Там такие железные полоски, за которые колёса цепляются. Ну вот как-то так... - Коэн на снегу изображает "рельсы-рельсы, шпалы-шпалы". - Ты такую дорогу делать хочешь, или какую ещё?
- Такую, да. Только ее не я буду делать, а Теодор. Я пока только местность смотрю, а разработкой всего он занимается, хотя я тоже разбираюсь, что он там делает.
- А вы там как, он инквизиции добро получили? Суровая она тут у вас.
- Получаем. На паровую машину одобрение есть давно, надо только на повозку одобрение получить, и на саму дорогу. Потому мы здесь все и смотрим. А там, в Реттерсбике, повозки тоже на пару работают?
- Нет, - Коэн задумывается. - На электричестве вот такие, железные. Есть другие - на бензине, это такая жидкость. горит. В земле водится, вернее не она, а та, из чего бензин делают. А летающие - я не совсем понял, на чём. Но для всего этого надо в Дикоземье ходить. Платят там хорошо...
- Интересно... А электричество - что это? Его тоже под землей добывают?
- Как сказать, - Коэн ещё больше задумывается. - Я во всей этой теории не слишком силён. Но суть такая: вокруг нас есть некоторая сила. Вот смотри - тру свитер - получается маленькая искра, чуешь, колет? Это маленькое электричество. А больше - в молнии например. Там, в городе, умеют эту силу заставлять работать - как вы вот заставляете пар работать. Наверное, небольшую лейденскую банку я собрать могу... если инквизиция в еретичестве не уличит и не выгонит подальше от Айзена. Весной пойду, схожу к югу - продам кое-что, что насобирал здесь. Не до Реттерсбика, но в ту сторону. Может, тебе какую книжку про электричество там взять? Хотя здесь это наверное опасно... Инквизиция небось как услышит про такое, сразу еретиком объявит.
- Что такое лейденская банка? Про электричество - интересно... Сразу еретиком не объявят, хотя расследовать могут, нет ли в этом искажения. Но это если будет что расследовать. Тут как делается - сперва какую-нибудь машину строят, потом инквизиция ее исследует. И сам изобретатель сперва смотрит, нет ли в машине чего плохого. Поэтому исследовать бы можно, опыты ставить, у себя на заводе.
- А за книжки не сажают?
- За книжки нет. За колдовство могут, хотя чаще просто запрещают устройства.
- Лейденская банка - это самый простой конденсатор... накопитель электричества. Нужно взять стеклянную банку, в литр примерно, снаружи и изнутри приклеить к ней оловянную фольгу - вы такую умеете делать. На 3\4 высоты банки надо обклеить - и следить, чтобы не было нигде разрывов. Ну или можно вовнутрь не фольгу, а дроби насыпать, или солёной воды налить. Потом вставляешь в банку железный штырь с петлёй на конце...
Коэн стирает свои рельсы и рисует лейденскую банку.
- Это просто. Можно соединить несколько банок в батарею - будет больше электричества.
- Интересно. И что с этим электричеством сделать можно потом?
- То же, что и паром: двигать машины всякие. Ещё для связи, и освещение.
Фридрих улыбается:
- Да, тут Теодор нужен явно... Пока не пойму, как из этой банки свет сделать.
- Ага, я сам не до конца понимаю. Вот что-то сделать, показать - могу. А вся эта теория - увольте. Огнемёт бы ещё, - внезапно размечтался сталкер. - И летающую платформу. Мы бы быстрее тогда тут местность промерили.
- Да... - Фридрих улыбается снова, - летающую платформу тоже хорошо. Ее тоже в Реттерсбике делают?
- Ага, - Коэн вспоминает Город. - Больше правда не открытые, а типа повозок - закрытые. Но без колёс. Это странно, да? Не знаю, примет ли здешняя инквизиция, но вообще странно - в некоторых местах есть развитая техника. И ничего - всё работает без искажения. А здесь инквизиция никак не может решить, что безопасно, а что - нет. Почему не объединить усилия? там же проверенное работает...
- Наверно, боятся, что их обманут. Я слышал, те, кто развитую технику делают, не хотят Бога признавать, а значит, это опасно. Поэтому инквизиция хочет все сама проверить, своими средствами.
- А вот это не всегда. Там, в Городе - есть и верующие, никто не мешает. Живут же нормально.
Проверить - оно, конечно, нужно. Вот только интересно, сколько лет будут проверять электричество? - Коэн фыркает. - А есть полисы, где церковь и технокульт не враждуют. Не только Реттерсбик.
Ладно... - Коэн пошёл, сбил снег с навеса, послушал вокруг - пока только ветер. "Да знаю, знаю про волков. Но они далеко пока, брат. Рано беспокоиться".
Фридрих пока думает, качает головой:
- Ладно... Но книгу про электричество все-таки посмотреть стоит
- Попробую достать весной. Пока могу маленький электропропеллер собрать. Если хочешь. Он правда будет игрушечным - большой вряд ли смогу.
- Да, давай попробуем. Посмотрим, что получится.
- Только ты это... не сдавай меня вашей инквизиции. Вы вон с братьями люди местные, богатые - вас может и не тронут. А я - человек маленький, выгонят, если что, запросто.
- Да нас тоже могут. Но да, зачем сдавать. Книга с юга - не такое дело, чтобы инквизиция много интересовалась. И механизмы эти тоже - ну мало где я что услышал.
"Впрочем", думает Фридрих, "если это действительно сработает - с инквизицией еще долго придется говорить. Но это ладно, разберемся, главное, чтобы работало, и без искажения".
- Ладно, - снова произносит Коэн. Расправы инквизиции его сейчас явно волнуют меньше, чем обед, снег и возможные волки. Он поднимается и насыпает в весело булькающий котелок крупы.