Участники: Коэн, Сильвия Эрдфельд
Краткое описание: разговор Коэна с Сильвией после возвращения Коэна из экспедиции.

Коэн сидит у себя в кабаке, следит за происходящим. Рядом - большая кружка.
Сильвия входит через какое-то время. Она выглядит не слишком довольной, хотя пока еще не в состоянии предельной ярости.
- Привет, - Коэн подвигается, чтобы сильвия села рядом, а не напротив, и не загораживала бы обзор. - Как жизнь?
Она садится рядом.
- Пыталась говорить с эрром Хольцером. Но он даже слушать меня не стал. Вообще не обратил внимания на то, что я говорила, сказал "извините" и отошел в сторону.
Да и пошел он к черту, раз так. Надо только придумать, что теперь делать. Наверняка же можно сделать что-то, не его драгоценную повозку, так что-то свое, чего у нас в городе пока не делают.
- А? - Коэн попытался понять, о чём она вообще. - Ты хочешь сделать какую-то машину?
- Я ему предложила, чтобы я участвовала в создании этой его повозки. Я знаю о технике не меньше, чем разные его помощники, только в этом их гребаном университете не училась, книги дома читала. Так что могло получиться. Но если он не хочет, то и не надо. Но раз так, то можно сделать что-то другое. Надо только почитать еще раз книги и понять, что можно.
- А... э... я чем-то могу помочь? Книги - не знаю, а я знаю пещерку где бродит технология. Но как её изучать... Фигня в том что известно как это устройство уничтожить, но непонятно как управлять. Я так и не понял, где у него управляющий центр.
- Э... пещерку, где бродит технология? - она явно не понимает смысл этого выражения.
- Там бродит дроид, машина. Она построена по технологии. Неизвестной.
- Хм... Идея интересная, но инквизиция скажет, что неизвестные технологии опасны. В общем-то действительно - мало ли что эта машина сделает, когда никто не ждет.
- Она нормальная, без искажения. Но если ты тоже боишься инквизиции, как и все здесь... Забудь, - Коэн пожал плечами и заглянул в свою кружку.
- Да, боюсь. Не хочу, чтобы меня обвинили в колдовстве, и моих близких заодно. Кстати, откуда ты знаешь, что она без искажения?
- Я в этом разбираюсь - в искажении, - Коэн спосойно посмотрел девушке в глаза. - Ваша инквизиция готова запретить вообще всё. Но, опять-таки, как угодно. - Коэн задумчиво оглядел зал, зелёный платок не висел у него на шее, а слегка выглядывал из кармана. "Может, Фридриху предложить изучить странный объект?"
- Извини, я слишком мало тебя знаю, чтобы верить твоим познаниям об искажении, - она тоже смотрит Коэну в глаза. - Так что, если действительно хочешь помочь - лучше использовать проверенные технологии.
- Повторяю вопрос. Чем я могу помочь тебе?
- Если ты знаешь технологии, которые используют в других городах, можешь рассказать о них. Или принести книги о них, если они у тебя есть. Много заплатить я не сумею, но сколько смогу.
- Книг у меня нет, я смогу достать, но весной - когда можно будет передвигаться свободнее и даже ближе к лету. Учитывая планирующуюся экспедицию по поискам Арткворта, на юг я попаду нескоро... Но может сумею передать, по цепочке сталкеров, что нужно - и книги придут сами. ну то есть их другие сталкеры принесут. Какие именно нужны? Книг много. Но ты не боишься инквизиции? Или ты хочешь их сначала в инквизицию сдать? Рассказать могу, но я не учёный и не инженер, так что сведения будут очень отрывочными.
- Сперва расскажи, что знаешь. А там посмотрим, какие книги нужны. Книги в инквизицию сдавать не буду, сперва попробую что-нибудь конкретное сделать. Если сделаю - тогда и буду разбираться с инквизицией.
- Гм... - Коэн задумался, с какого конца начать. - О, вот есть полисы, где пользуются электричеством. Знаешь, если кошку погладить, она иногда искрит? Вот это и есть электричество, только его мало так получается. Гораздо больше - в молниях. Люди научились эту силу использовать. Двигать машины и освещение делать. Вообще-то паровой котёл тоже можно приспособить для создания электричества. Это не очень эффективно, но можно сначала и так.
Она задумывается: - А кроме парового котла, что еще можно использовать для создания электричества?
- Всё, что горит. Лучше всего - уголь, торф, нефть. А также что движется... силу ветра или воды.
- А как это становится электричеством, и что происходит дальше? Вот с паром ясно - мы кипятим воду, она давит на поршень, он движется и передает движение на нужный нам механизм. А тут как?
- Электричество - это поток невидимых глазу частиц. Этот поток пропускается через прибор и делает полезную работу. Я могу показать что-то простое - собрать лейденскую банку и запустить махонький пропеллер. Или некрупную лампочку - освещение.
- Хорошо, давай попробуем. После этого да, если сможешь достать книги по теории этого всего - будет хорошо.
- Мне нужны вот такие материалы, - Коэн озвучил список: соль, вода, медная проволока, стеклянный сосуд, несколько медных пластин. - Где собирать?
Сильвия, подумав, называет места, затем спрашивает:
- Насколько понимаю, банку и пропеллер можно делать в любом открытом месте - на окраине города например. Лампочку - что нужно, небольшой провод подвесить?
- В чистом поле зимой?
- А это нельзя?
- А это неудобно. Темно и холодно и вокруг люди ходят.
- Но ведь для пропеллера требуется открытое пространство в любом случае?
- Зачем?
- Чтобы было куда лететь?
- Нет! Он вертится просто. На лейденских банках не взлетишь.
- А, тогда можно в любом подвале.
- В каком любом? Сильвия, назначь место.
Сильвия называет подвал под одной из лавок в Нижнем Городе.

Спустя некоторое время Коэн и Сильвия встречаются в этом подвале. Имеющихся знаний Коэну хватает, чтобы собрать небольшую электрофорную машину. Выглядит она кустарно и коряво, но работает.
- А что надо приделать к этой машине, чтобы вращался пропеллер?, - спрашивает Сильвия. - Я пока вижу два рычага, которые время от времени громко щелкают.
В ответ Коэн собирает электродвигатель:
- Искра от машинки как раз зарядит магниты - магниты это катушки, обмотанные медной проволокой.
Сильвия смотрит на его действия:
- Хм. То есть берем эту электрофорную машину, приделываем к рычагам два провода, а другими концами их присоединяем к рамке, рамку помещаем между магнитами, и она начинает крутиться. Я правильно понимаю?
- Как-то так.
- Теперь осталось понять, почему так происходит, и как это применить в производство.
- Сначала - почему так происходит. Магнитная сила и электрическая - связаны. Если на катушку намотать провод, а сверху - изолятор, то, что не проводит ток, и пропустить через катушку ток - получится магнит. В магнитном поле заряды электричества начинают течь определённым образом - по дуге. Эту дугу можно увидеть, если насыпать стальные опилки на лист бумаги и снизу поднести магнит.
Электричество в рамке движется, а из-за магнитов движение это направленно, оно и толкает рамку. Если к рамке приделать вал - то к нему можно прицепить что угодно, например - через зубчатую передачу колёса будут вращаться. Или лопасти катера на воде.
Но для того, чтобы набрать много электричества, чтобы оно справилось с большой работой, необходим ещё один важный элемент - турбина. Паровая турбина - это особый тип парового двигателя. На электростанциях турбины вращаются, вырабатывают электричество, которое затем по проводам поступает в дома и на заводы.
Вот что интересно - насчёт искажения ты мне не доверяешь, а залезть в подвал с демонстрацией незнакомых вещей соглашаешься, - довольно ехидно замечает Коэн. Он пристроился на каком-то пустом ящике, вытащил свой фонарик электрический, зажёг. - Вот - одно из практический применений электричества.
Сильвия смотрит на фонарик: - Это тоже на вращающихся рамках работает?
- Не, это проще - ток, ну вот эта искра, поступает в металлическую проволоку и раскаляет её. Получается свет.
- А оно не сильно горячее, раз так?
- Не сильно, но греет. Положи руку на стекло, не бойся. Сама проволока внутри лампы горячая, конечно.
- А почему свет не такой, как от раскаленной проволоки? она должна быть красной, а тут свет желтый, - она кладет руку на стекло, действительно.
- Потому что во-первых, проволока раскаляется очень сильно. если ты например сходишь к кузнецу, то увидишь, как он раскаляет металл сначала до красного, а затем и до белого каления. Во-вторых, проволока находится не в воздухе. там, за стеклом лампочки - не воздух, которым мы дышим. А особый газ.
- То есть эта лампа делается особым образом, и в нее вставляется проволока? А такие лампы можно использовать для освещения домов, например?
- Можно. И улиц. Только они побольше этой. В принципе у вас можно сделать лампочки, может попроще - не с проволокой, а с графитовым стержнем. Но я не сумею, это умелец нужен.
Она задумывается: - Это было бы интересно попробовать... А для домов - это сильно большие лампочки? Могут ли они ярко светить? И большой ли двигатель нужен для этого?
- Лампочки - вот с кулак примерно, а насчёт двигателя, - Коэн глубоко задумался. - Если честно - не знаю. Надо экспериментировать.
- Да... И с температурой неясно - такая горячая проволока, чтобы давала белый свет, должна сильно нагревать все вокруг. От этого тоже газ защищает?
- Газ или ничего - если откачать воздух из колбы, в которую вставлена проволока, стекло тоже будет меньше нагреваться. Но они всё равно горячие будут, когда посветят подольше.
- Здесь явно меньше сотни градусов... раскаленная добела проволока должна горячее быть. Но в любом случае, получается, для экспериментов надо иметь двигатель и лампы с проволокой без воздуха... Двигатель, вероятно, можно собрать. Лампы - сложнее.
- Как-то так, да.
- Значит, нужно попробовать собрать двигатель и где-то достать книги про то, как делать такие лампы. Ты это достать можешь?
- Книги - это весной-летом, я зимой не потащусь за сотни километров из-за книг. Как сделать - ну, надо экспериментировать, найти человека с руками, а не теоретика. Общие принципы известны, вот и лампочка есть готовая как образец.
- Да, - она задумывается. - Я поищу стеклодува, который мог бы это сделать...  И двигатель тоже, это уже не стеклодув нужен.
- Не стеклодув. Но всё равно человек с руками.
- Да... - она еще раз осматривает электрофорную машину, которую сделал Коэн.
Коэн несколько смущается - хоть он и запомнил лабораторную по физике, всё-таки основной род занятий его сильно отличается от инженерии и механики.
Затем Сильвия зарисовывает схему: - Давай пока разберем эту машину, на всякий случай. Как она собирается, я запомнила.
- Ладно, - Коэн покорно разбирает творение рук своих. - А как у вас вообще определить, что можно, что нельзя?
- Это инквизиция решает. Понятия не имею, как. Якобы могут узнать, есть Искажение или нет.
- Это понятно, что инквизиция. Как вы понимаете, что нужно ей нести своё творчество? А если новый вид пирога - скажем, с ревенем - тоже в инквизицию?
- Нести нужно, если техника новая и применяться будет много где. Пирог - это не техника все-таки.
- Ага... а ещё что нести надо? Ну, кроме всяких штук из Дикоземья.
- Больше ничего не надо.
- А книжки какие подозрительные не надо?
- Нет. Не слышала, чтобы было надо.
- Ну и то хорошо, - Коэн подумал, что его данных хватит на несколько костров - эта мысль его развеселила.